To Main Page! To Main Page! To Main Page! To Main Page! To Main Page! To Main Page! To Main Page! To Main Page!

Небольшая рецензия на «Кольцо Тьмы» Ника Перумова


Я уже давно являюсь поклонницей творчества Толкина и, конечно, не могла пройти мимо книги с такой многообещающей надписью на обложке: «Свободное продолжение романа «Властелин Колец».

Прочтя первые 500 страниц, я, признаюсь, уже начинала писать рецензию на сие литературное произведение (рассчитанное, кстати, на тех, кто имеет хотя бы понятие о том, кто такие хоббиты, т. к. непосредственно в «Кольце Тьмы» -далее «К. Т.»- сведений об этом не дается никаких), наивно полагая, что оставшаяся часть книги не сможет изменить мое мнение (оно, сами понимаете, было далеко не положительное). Зато теперь, прочитав почти на одном дыхании ту самую оставшуюся часть книги (чуть больше 700 стр.), могу с гордостью и радостью заявить: вещь – стоящая. Но и от нелестных слов, написанных мною о полутысяче первых страниц, не отказываюсь. В самом деле, создается впечатление, что в начале романа автор просто экспериментировал, примерялся к стилю Толкина, попутно изобретая свой собственный (насколько я знаю, это ведь вообще первый литературный опыт простого микробиолога Перумова). Вот откуда ощущение, будто читаешь драму/сценарий, где разговоры лишь изредка перемежаются парой-тройкой ремарок (этакий американский ужастик + боевик со сплошными «береги себя» и «ты связан обещанием»), и многочисленные завязки с необоснованными повторами ( самый яркий пример: таинственная личность, Рогволд, «черный призрак Арагорна», которого при загадочных обстоятельствах встречает Фолко в многострадальном «Гарцующем Пони», познать горесть расставания с коим мне дано не было, ибо мы о нем ничего не знаем, да и, несмотря на все старания автора, знать не хотим), бесславно канувшие в Лету или оконченные самым нелепым образом, хоббит Фолко, поначалу больше похожий на супермена с интуицией некого великого мага и крутостью Шварценнегера в самом расцвете сил (он боится и сомневается в себе, но только до драки) лишнее тому подтверждение. Так же меня не покидало чувство, что действие происходит не в сказочном Средиземье, а где-нибудь на соседней улице – как-то уж слишком сильно Перумов все это дело очеловечил.

Тем же, кто все-таки смог осилить жуткое однообразие кошмарно затянутого сюжета (и в этом и есть главный ужас этих злосчастных 500 стр. «К.Т.», а вовсе не во всяких там серых вихрях, как неустанно пытается нас убедить автор), и разобраться в устрашающем количестве второстепенных персонажей, которые появляются лишь для того, чтобы не дать читателю сделать то, о чем они давно подумывают - послать героев куда подальше, уготован грандиозный приятный сюрприз: за каких-то пару страниц все меняется очень и очень круто. Откуда-то появляется упорядоченность, разнообразие и логичность повествования, легко верится в магию, казавшуюся столь неестественной, грубой и громоздкой вначале, эльфов, Фродо и Компания упоминается очень к месту, поведение Фолко становится совершенно естественным, начинаешь искренне сочувствовать героям, переживать за их судьбу, на самом деле ощущать безнадежность этого предприятия… А имена – ваааааще! Эодрейд, Орлангур, Теофраст…(Только от «Санделло» попахивает сериальным прошлым: возникает образ этакого мексиканского мучачо, а вовсе не грозного воителя.) Вот только нормальных стихов-геройских-эпосов Толкина (а не нечто-непонятное-с-рифмой, как в «К.Т.») сильно не хватает, ну да ладно: писатель – не обязательно поэт, и тут уж ничего не попишешь.

За бесчисленное количество часов блуждания в Сети я прочитала множество злобных высказываний о Перумове. Могу согласиться с тем, что в «К. Т.» чувствуется недостаток филологического образования: есть пара-тройка стилистических ошибок и погрешностей. А насчет обвинений его в использовании Известного Имени в коммерческих целях… Толкин, конечно, персона священная, но ничего плохого, а тем более кощунственного, нет в том, что Ник решил немного поспорить с Профессором. Ведь именно в спорах рождается истина. Решил он, что у Толкина все слишком однозначно (но только вот откуда ему такая мысль в голову забралась – Мелькор его знает), и начал писать свое произведение. Ну не рассчитал немного сил... Вряд ли кто-то когда-то сможет достичь уровня Истинного Илуватара Средиземья – Толкин, конечно, знал о нем намного больше, чем все мы вместе взятые. А раз нельзя написать так же, надо изюминку некую выискивать. Вот Перумов и решил показать нам добрых орков и жестоких эльфов. И что же получилось? Все светлые персонажи (Фолко, Малыш, Торин), которые просто по определению должны быть если не однозначными, то хотя бы приближающимися к этому – размыты и нечетки, а Олмер стал почти выразителем антропоцентрических идей автора… Ох уж этот Олмер.

Просто, по-моему, глупо (обидеть никого не хочу) начинать свою литературную карьеру с дописания какого-нибудь известного и популярного произведения. Здесь, как и везде, действует эффект так называемого «первого прослушивания», после которого эта же вещь, но в других устах всегда будет казаться хуже.

Однако, несмотря на все это, книга читается с баааааальшим интересом (но, повторюсь, мне кажется, что было бы намного лучше, если бы Перумов не вторгался в чужую собственность, а все свои интересные авторские изобретения (черные гномы, укрепляющие кости Арды, перьерукие и др.) привнес в свой собственный мир. Там они наверняка смотрелись бы более к месту. Сюжет достоин восхищения. Все происходит так (или почти так), как должно быть: большинство эльфов уходят из Средиземья, предоставив людям самим вершить свою судьбу, а люди начинают проклинать Дар Илуватара – Смерть – и ненавидеть эльфов за то, что они бессмертны… И чем дальше – тем интереснее и захватывающее. Антивоенная идея, темы дружбы, власти, зависти, верности данному слову, взаимопомощи и взаимовыручки и их мастерское описание заслуживают хотя бы внимания. И хотя количество битв не уменьшается, но все они по своему интересны, новы и самобытны, с подробным описанием тактики боя. Что лично меня подкупило и заставило коренным образом изменить мнение о «К. Т.», так это непреходящее ощущение, что автор сам стремиться понять своих героев (отсюда и многочисленные внутренние диалоги Фолко, и просто размышления вслух) и, как мне показалось, сам удивляется некоторыми их поступками.

Осмелюсь заметить, что, по моему абсолютно субъективному мнению, симбиоз творчества Толкина и Перумова только тогда достиг своего расцвета, когда последний перестал слепо следовать стилю Профессора, но дал наконец волю своей, давно уже просящейся на волю фантазии. В итоге получилось причудливое, но достаточно органичное сплетение полета мыслей и идей двух писателей.

Смею вас заверить, книгу стоит прочитать. И не просто прочитать, а постараться как можно глубже вникнуть в смысл повествования, проникнуться мыслями и чувствами главных героев ( первые 500 стр. тоже надо как-то осилить, а то потом ничего не поймете, и дальнейшее вас тоже не впечатлит, только меня за рекомендацию зря ругать будете). А дабы полностью прочувствовать и понять замыслы автора, настоятельно рекомендую прочесть (если есть люди, еще не читавшие) «Властелина Колец» и «Сильмариллион». Ну, а если вы – давний поклонник творчества Толкина, давно уже все перечитали и жаждете узнать нечто новое о жизни Средиземья – тем более рекомендую вам Перумова в качестве источника – пожалеть-то вы уж точно не должны.

Улыбающаяся Брефильвен

24.07.2002


 

>> на главную >>

 

 

 

 

 

Сайт является участником портала Цитадель Олмера:
Ник Перумов Мария Семенова DragonLance Марсианские хроники Fantasy Music Менестрели в Сети Harry Potter Меч Истины Терри Пратчетт Jenny-4 Сага о Конане